Труды по теме «Культура»
2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000 1990-е 1980-е 1970-е
Теория социальной относительности | Техносоциальная формула общества | Философия духа | Избыточное существование | Логика войны и мира | Философия техники | Наука и религия | Культура | Нормативность | Философия права | Роль философии | Экология | Общество и природа | Комплексный подход | Формула России | Россия в глобальном мире | Глобальное общество | Постчеловечество | Учебники
2013
1. Культурно-историческая формула Санкт-Петербурга // Сохранение историко-культурного наследия - будущее Санкт-Петербурга: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 18 апреля 2013 года. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2013. - 330 с. (С. 9 - 10)
Материально-предметное, социальное и духовное содержание города обусловлено его функциями. Санкт-Петербург возник как военно-морской опорный пункт России и развивался в ходе расширения сферы своего назначения. Определяющим его судьбу фактором явилось придание ему статуса столицы в рамках образования Российской империи, по мере роста и усиления могущества которой концентрировалось и возрастало материальное и духовное богатство Санкт-Петербурга. Не случись этого, быть бы ему одной из крепостей на Балтике наряду с Кронштадтом и другими военными точками.
2011
2009
2008
4. Культура как условие выживания общности // Философское и педагогическое наследие: Вторые Махмутовские чтения: Материалы международного симпозиума. Казань, 15 - 16 мая 2008 г. - Казань: РИЦ "Школа", 2008. - 416 с. (С. 280 - 284)
Поиск идентичности – это поиск оснований для самоопределения в качестве своих, “мы” в противостоянии всем остальным, чужим, которые обозначаются как “они”. Борьба за существование имеет общностный (групповой) характер. Культура есть духовное выражение исключительного права общности на существование безотносительно к существованию других общностей.
Межобщностный (межцивилизационный, межнациональный, межкультурный и т.п.) диалог необходим не потому, что разные народы не понимают друг друга в сугубо смысловом контексте, а потому, что масштабы (сфера) борьбы за выживание увеличиваются, необходимо умерить силу столкновения, а для этого люди должны вступать в диалог, искать выходы и развязки, пути решения конфликтных ситуаций. В той мере, в какой культура есть идеология, обоснование безусловного права общности на существование, культурные различия дают форму (формальные основания) конфликта. Потому и межкультурный диалог далеко выходит за рамки простой межкультурной коммуникации и представляет собой совместный поиск выхода из конфликтных тупиков, а собственно коммуникация (общение) есть необходимое средство позитивного социального взаимодействия.
Межобщностный (межцивилизационный, межнациональный, межкультурный и т.п.) диалог необходим не потому, что разные народы не понимают друг друга в сугубо смысловом контексте, а потому, что масштабы (сфера) борьбы за выживание увеличиваются, необходимо умерить силу столкновения, а для этого люди должны вступать в диалог, искать выходы и развязки, пути решения конфликтных ситуаций. В той мере, в какой культура есть идеология, обоснование безусловного права общности на существование, культурные различия дают форму (формальные основания) конфликта. Потому и межкультурный диалог далеко выходит за рамки простой межкультурной коммуникации и представляет собой совместный поиск выхода из конфликтных тупиков, а собственно коммуникация (общение) есть необходимое средство позитивного социального взаимодействия.
6. Культура как фактор выживания общности // Социологический диагноз культуры российского общества второй половины XIX – начала XXI вв.: Материалы всероссийской научной конференции / Под ред. В.В. Козловского. - СПб.: Интерсоцис, 2008. 404 с. (С. 63 - 65)
Кажущееся на фоне бедности безумным стремление России ошеломить мир зрелищностью имеет под собой вполне реальные основания. Общественная функция культуры - создание мифа, конструирование иллюзорного мира, нормативами которого люди должны руководствоваться в реальном мире. Поэтому по мере укрепления российского государства будет необходимо совершаться расприватизация культуры, возврат государственной монополии на ее идейное содержание. Вопрос о типе культуры есть одновременно вопрос о типе власти, поскольку сама власть является частью культуры.
7. Проблема обеспеченности человеческим ресурсом // Формирование профессиональной культуры специалистов XXI века в техническом университете: Труды 8-й Междунар. науч.-практ. конф. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008. - 298 с. (С. 11 - 13)
В ходе цивилизационного развития подготовительный предпроизводственный и завершающий послепроизводственный периоды человеческой жизни необходимо увеличиваются. Но хорошее образование и достаточное пенсионное обеспечение – привилегия богатых стран. Уравнительская система, обеспечившая советские достижения в этих областях, исторически быстро исчерпала свой ресурс. Пропасть между передовыми и отсталыми странами углубляется в том числе и за счет разницы поколенческой структуры населения. С одной стороны, в богатых странах увеличивается продолжительность проживаемой человеческой жизни, увеличивается масса социально зрелого населения, вырабатывающего и накапливающего основной объем всех видов необходимой информации. С другой стороны, в бедных странах основная масса населения не может дожить до зрелого возраста, поколения быстро сменяются без необходимой преемственности социального опыта, а неизбежное старение населения богатых стран при увеличении продолжительности жизни компенсируется иммиграцией наиболее способной и образованной молодежи из бедных стран. В итоге единый, как и природа, интеллектуальный ресурс распределяется неравномерно и все более концентрируется отдельными общностями. Таким образом, независимо от уровня материально-технического развития народонаселение остается главным ресурсом существования общества, и до сих пор этот ресурс оказывается в распоряжении технологически более развитых стран как нечто готовое, как данное самой природой.
8. Образование в контексте социальной дифференциации // Формирование профессиональной культуры специалистов XXI века в техническом университете. Часть 3. Коммуникативное пространство профессиональной культуры: Коммуникативные стратегии информационного общества: Труды 8-й Междунар. науч.-практ. конф. Кн. 2. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008. - 226 с. (С. 217 - 221)
В животном мире порядок поддержания общности обеспечивается биологической иерархией. В обществе иерархия (социальная дифференциация) тоже служит базой порядка, однако она опосредована и все более обобществляется, социализируется. Одной из тенденций является возрастание значимости религии в качестве источника, материала социальной нормативности, поддержания порядка в обществе. Главное, что задает религия для общественной жизни – призыв к терпимости, способности людей сосуществовать независимо от степени близости друг к другу. Понимаемая таким образом, религия может рассматриваться как одна из форм духовных ресурсов индивидуального и коллективного существования.
Образование и культура представляют собой формы духовного производства (сфера услуг), продуктом которого является сознание человека. Образование – это содержательное наполнение сознания как идеальной модели мира, которой руководствуется человек в своей жизнедеятельности. Следовательно, качество образования задает общий способ жизнедеятельности человека, а не ограничивается его функциональными способностями. Оно определяется рыночным механизмом – спросом и предложением. Хорошее образование – то, которое востребовано, на которое есть спрос (на получение образования и на потребность в специалистах с хорошим образованием). Чем выше в общности потребность в образовании, тем выше уровень ее развития.
Образование и культура представляют собой формы духовного производства (сфера услуг), продуктом которого является сознание человека. Образование – это содержательное наполнение сознания как идеальной модели мира, которой руководствуется человек в своей жизнедеятельности. Следовательно, качество образования задает общий способ жизнедеятельности человека, а не ограничивается его функциональными способностями. Оно определяется рыночным механизмом – спросом и предложением. Хорошее образование – то, которое востребовано, на которое есть спрос (на получение образования и на потребность в специалистах с хорошим образованием). Чем выше в общности потребность в образовании, тем выше уровень ее развития.
2007
10. Социальная коммуникация в контексте отношения "свои - чужие" // Коммуникативные стратегии информационного общества: Труды Международной науч.-теор. конф. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2007. - 266 с. (с. 31 - 32)
Жизнь среди своих имеет цель, нагружена смыслом. Наиболее консолидированный круг своих – род, вне которого все являются чужими для его членов. А чужие несут в себе угрозу превращения рода в средство или сами могут быть превращены в средство, причем не в силу некой произвольной прихоти, а под воздействием непреодолимого социального давления, определяемого объективно неизбежным перепадом уровней социально-технологического развития. Чужие неизбежно оказываются крайними, периферийными элементами в социальном жизненном пространстве. И хотя исторические формы общностей меняются, родовая общность остается главной. Это связано с необходимостью социальной преемственности: дети нуждаются в родителях, а родители нуждаются в детях по выживанию, для поддержания которого необходим определенный объем и боковых ветвей родовой связи.
2003
11. Сублимация России // Россия в глобальном мире. Социально-теоретический альманах № 4. Приложение к журналу для ученых "Клио" / Под общей ред. В.П. Горюнова и С.Н. Погодина. - СПб.: Нестор, 2003. (С. 3 - 6)
По аналогии с физическим процессом, сублимация России означает переход из одного состояния в другое, минуя промежуточную фазу (например, водяного пара в лед). Такой переход Россия совершала неоднократно, совершает она его и сейчас. При этом Россия всегда догоняет и делает в своем развитии исторические рывки, у нее никогда не было времени для того, чтобы пройти весь путь. По аналогии с психологическим процессом, сублимация России означает компенсирование ее неспособности к спокойно-благополучной жизни возвышением своего духа, его противопоставлением обыденности сытого бытия.
А необходимо ли России быть супердержавой? Прошлое понятно: было мировое противостояние мировых систем. Сейчас такого противостояния нет, во всяком случае, Россия не составляет основу какой-либо стороны, она стала просто страной самой по себе. Однако, в конечном счете, речь идет не о странах, а о людях, о том, как они живут. Есть много маленьких стран, жители которых не переживают по поводу того, что не принадлежат к населению великих держав. Россия объективно является великой мировой державой, она не может ограничиться обыденным скромным существованием, потому что не может сохраниться, не будучи мировой.
Ничего странного нет в том, что Россия нуждается в пище духовной не менее, чем в пище материальной. Для России культура особенно важна потому, что она подменяет реальную жизнь иллюзией, умножая тем самым силы и волю. Как отдельный индивид может настолько углубиться в творчество, что необратимо потеряет чувство реальности, так и Россия способна к безмерному воодушевлению. Весь вопрос в том, кто и куда ее поведет.
А необходимо ли России быть супердержавой? Прошлое понятно: было мировое противостояние мировых систем. Сейчас такого противостояния нет, во всяком случае, Россия не составляет основу какой-либо стороны, она стала просто страной самой по себе. Однако, в конечном счете, речь идет не о странах, а о людях, о том, как они живут. Есть много маленьких стран, жители которых не переживают по поводу того, что не принадлежат к населению великих держав. Россия объективно является великой мировой державой, она не может ограничиться обыденным скромным существованием, потому что не может сохраниться, не будучи мировой.
Ничего странного нет в том, что Россия нуждается в пище духовной не менее, чем в пище материальной. Для России культура особенно важна потому, что она подменяет реальную жизнь иллюзией, умножая тем самым силы и волю. Как отдельный индивид может настолько углубиться в творчество, что необратимо потеряет чувство реальности, так и Россия способна к безмерному воодушевлению. Весь вопрос в том, кто и куда ее поведет.
1993
12. Общность как субъект социального взаимодействия (Национально-государственный аспект) // Социальная теория и современность. Выпуск № 12. Нация, государство, национализм: теория, история, практика. - М.: Луч. Изд-во РАУ, 1993. (С. 150 - 152)
Одним из показателей уровня социального здоровья общности, ее слабости или силы, является степень развития ее духовной культуры. Пропаганда в этом отношении может рассматриваться как своеобразный допинг, искусственный стимулятор общественного развития, способный дать сильный разовый эффект, но в конечном счете разрушающий социальный организм общности. Духовная культура есть способ самовыражения общности, символ ее соотношения с другими общностями, сфера объединения членов общности в одно социальное целое. Без собственной духовной культуры общность не может состояться.
Поэтому проблема сохранения и развития духовной культуры, в конечном счете, есть и проблема сохранения и развития национальной государственности.
Поэтому проблема сохранения и развития духовной культуры, в конечном счете, есть и проблема сохранения и развития национальной государственности.
1983
13. Развитие культуры в свете законов целостности общественной жизни // Философия и культура. Тезисы к XVIII Всемирному философскому конгрессу. Монреаль, 1983. АН СССР, ФО СССР. - М., 1983. (С. 25 - 27)
Многовековая история современной цивилизации выдвинула ряд показателей, позволяющих сопоставлять достижения разных эпох и народов. Уровень развития культуры относится к числу наиболее важных и общих, но вместе с тем он наименее определен из них, что выражается в терминологической расплывчатости самого понятия “культура”, в неоднозначности ее ценностных критериев. Причин этому много. На первом месте стоит классовый антагонизм, обусловливающий экономическое размежевание, политическую и идеологическую поляризацию общественной жизни и в значительной мере – культурную дивергенцию.
Для изучения культуры значительными возможностями характеризуется комплексный подход как конкретизация целостного рассмотрения общественных явлений.
Для изучения культуры значительными возможностями характеризуется комплексный подход как конкретизация целостного рассмотрения общественных явлений.