Труды по теме «Техносоциальная формула общества»
2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000 1990-е 1980-е 1970-е
Теория социальной относительности | Техносоциальная формула общества | Философия духа | Избыточное существование | Логика войны и мира | Философия техники | Наука и религия | Культура | Нормативность | Философия права | Роль философии | Экология | Общество и природа | Комплексный подход | Формула России | Россия в глобальном мире | Глобальное общество | Постчеловечество | Учебники
2015
1. Redundancy as a Driving Force of Human Existence // Dialogue and Universalism. Volume 25, Issue 2, 2015. Pages 244-255
The technosocial formula is a key concept in social cognition. It means that society needs a larger amount of life resources than people can produce. The main social goal means relationship along with technology is a provision of material production. Man is redundant to the extent to which his appearance goes beyond the natural balance. Production growth increases the amount of excess consumption and population, and at the same time the scarcity of natural resources. The volume of world energy consumption is increasing, while hydrocarbon energy sources are exhaustible. It is necessary to change the technology of energy-oriented use of oil. The main consequence of the reorientation to the use of biological resources will be the restructuring of the social world.
2014
2. Философия духа: социально-экзистенциальное исследование // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. № 4 (208) 2014. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2014. (С. 173 - 181)
Анализируется содержание понятия духа с позиций рационального рассмотрения, отрицающего бессубъектное существование духа во всех его формах. Дух представляется как проявление общественного и индивидуального сознания. Показывается техносоциальное основание человеческого способа существования живого, порождающее духовность как нормативность и переживание человеческой жизни в их социальном и экзистенциальном выражении. Анализируется соотношение науки и религии в их служении человеку в качестве духовных регуляторов его жизнедеятельности.
3. Техносоциальные основания терроризма в глобальном обществе // Идеологические и психологические основы профилактики и предупреждения экстремизма и терроризма в современной России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 27-28 ноября 2014 г. - Махачкала: АЛЕФ (ИП Овчинников М.А.), 2014. - 580 с. (С. 98 - 103)
Современный мир сверхдинамичен, его сотрясают национальные и религиозные конфликты, социальные столкновения и терроризм. В соответствии с техносоциальной формулой общества это никогда не кончится, в чем и заключается драматизм человеческого существования вообще. Меняются только исторические формы социальной борьбы. Современные тенденции в ее развитии связаны с тем, что человечество перестало быть дискретным образованием, а столкновения – эпизодическими. Борьба пронизывает всю ткань человеческого общества.
6. Социокультурная динамика глобального мира // Сборник материалов I Международного конгресса "Пространство этноса в современном мире", 29-31 октября 2014 года, Грозный. Ч. II. - Грозный: Чеченский гос. ун-т, 2014. (С. 52 - 64)
Рассматриваются техносоциальные основания процесса глобализации. Фундаментальной характеристикой глобального мира признается борьба за существование, установление межобщностных отношений цели и средства. Сопоставляются лидирующие и подчиненные общности.
7. Драч Г.В. Этнокультура в пространстве глобализации (обзор международного конгресса в Грозном) // Журнал "Вопросы философии" № 8, 2015. (Аннотация выст.)
Наиболее близкими к такому пониманию взгляды обосновывались В.П. Горюновым (Санкт-Петербургский государственный политехнический университет), рассматривающим современные процессы глобализации сквозь призму понятий «борьба за существование», «насилие», «информационно-технологический колониализм» и отношений господства и подчинения, цели и средств и неэквивалентного обмена. Опасности нового глобального миропорядка сторонники такого рода позиции связывали с преимуществами технологического превосходства и вытекающими из них явлениями унификации не только в области экономики, но и социально-политических отношений и культуры.
8. Техносоциальная логика войны и мира в глобальном обществе // Россия в глобальном мире: альманах. № 4 (27). - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2014. (С. 26 - 35)
Глобализация рассматривается как становление единой системы социального взаимодействия. Движущей силой глобализации является борьба за выживание. Анализируется отношение лидерства и отсталости общностей как отношение господства и подчинения. Обосновывается тезис о переходе к всеобщей непрерывной войне. Международный терроризм рассматривается как специфическая форма межобщностной борьбы в условиях глобализации. Считается, что современная война по своему характеру эволюционирует к террору, имея целью устрашение населения и разрушение материальных оснований жизни.
2013
9. Логика общественного прогресса как путь к модели конца истории // Высокие интеллектуальные технологии и инновации в национальных исследовательских университетах. Материалы Международной научно-методической конференции. 28 февраля - 1 марта 2013 года, Санкт-Петербург. Пленарные доклады. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2013. - 180 с. (С. 114 - 130)
Величайший миф индустриальной эпохи, по крайней мере, в рамках европейской культуры, – это вера в абсолютный прогресс, позволяющий обществу достичь гармонии во всех сферах бытия на основе неуклонного роста производительных возможностей. При всей гуманистической направленности этого мифа он, в конечном счете, всегда служил прикрытием и оправданием глубокой социальной дифференциации, вселяя в представителей низших слоев веру в лучшее будущее, общеисторический оптимизм, выходящий за пределы живущего поколения. Причем это в равной мере относится к внешне противоположным социальным моделям – капиталистической и коммунистической. От религиозного мифа он отличается только тем, что во главу угла ставит другой источник всеобщего блага – труд на основе научно-технического прогресса.
11. Техносоциальные основания перехода к новому технологическому способу жизни // Экономика, экология и общество России в 21-м столетии: сборник научных трудов 15-й Международной научно-практической конференции. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2013. - 489 с. (С. 10 - 16)
Исчерпаемость ресурса существования – фундаментальный закон природной и социальной жизни. Предельным уровнем исчерпаемости материального субстрата техники является всеобщая исчерпаемость технологического способа производства (общественной жизни вообще), обусловливающая предельность общественного роста. Для первобытного общества, базирующегося на присваивающем технологическом способе жизни, это означает застойное существование в рамках естественноприродного равновесия, отличающееся от существования животных большей интенсивностью потребления готовых ресурсов окружающей природной среды с помощью простейших орудий (первых технических средств), применительно к цивилизованному обществу, базирующемуся на производящем технологическом способе жизни, – развивающееся существование в рамках производственно-природного равновесия, постоянную смену технологических способов производства (изменение материального субстрата техники), рост общества по всем показателям.
12. Техно-экономические, социально-политические и экзистенциальные основания гражданского общества / Университетский научный журнал. Humanities and Science University Journal. Научный журнал, № 4 (2013) (С. 95 - 105)
Формулируется методологическая база исследований модели гражданского общества. В качестве исходного пункта рассматривается техносоциальная формула общества, в соответствии с которой социальное отношение «цель — средство» составляет основу совместной жизни людей. Анализируется роль государства в гражданском обществе. Критерием гражданского общества считается независимость людей друг от друга и их равенство перед законом.
Делается вывод о гражданском обществе как его абстрактной теоретической модели, выполняющей идеологические функции.
Делается вывод о гражданском обществе как его абстрактной теоретической модели, выполняющей идеологические функции.
14. Техносоциальные основания человеческой жизни // Актуальные проблемы современного российского общества: традиции и новации. Многовариантность личностного развития: сб. науч. статей. Выпуск 2 / под ред. Н.Е. Мусиновой, Т.В. Мойсюк. - Кострома: ВА РХБЗ, 2013. - 305 с. (С. 11 - 117)
Каждый человек от рождения имеет право на жизнь, но на всех жизненного ресурса не хватит, в жизненном пространстве все не поместятся, кто-то оказывается лишний, потому что людям требуется большее жизненное пространство, чем то, которое они могут создать. Есть совокупная масса жизни, с одной стороны, и совокупная заявка на жизнь – с другой; масса заявленной жизни превышает массу предоставленной. То есть всегда нужна большая масса ресурсов жизни, чем та, которую люди могут произвести. Следовательно, провозглашенное право на жизнь означает не что иное, как право на борьбу с другой жизнью и потому оно лишается самого статуса права.
15. Техносоциальные основания риска и управления // Власть в обществе риска: нормы, ценности, институты / Под редакцией проф., д.ф.н. М.О. Орлова. - Саратов: ИЦ "Наука", 2013. - 410 с. (С. 83 - 89)
В функционировании технических систем нет объективной неизбежности катастроф, но действует объективная случайность как форма проявления необходимости. Сбои в функционировании техники происходят в пределах статистической вероятности, определяемой состоянием технических систем (надежность конструкции, степень изношенности), свойствами среды функционирования, качеством подготовки и состоянием человека в период взаимодействия с техническим средством. Эти показатели в своем единстве определяют вероятность технологических аномалий, причины которых классифицируют как природные, техногенные и человеческие.
Человеческий способ жизни базируется на управлении, сущность которого составляет организующее насилие. Управление, как особое явление бытия, присуще только обществу, поскольку, во-первых, в обществе не достает природной самоорганизации для обеспечения его выживания, и именно управление обеспечивает целостность его функционирования и развития на всех уровнях; во-вторых, в силу действия техносоциальной формулы общества, обусловливающей фундаментальность отношений господства и подчинения и вытекающую из этого насильственную природу управления. Управление – это всегда усилие, напряжение, без которого управляемая система угасает и распадается.
Человеческий способ жизни базируется на управлении, сущность которого составляет организующее насилие. Управление, как особое явление бытия, присуще только обществу, поскольку, во-первых, в обществе не достает природной самоорганизации для обеспечения его выживания, и именно управление обеспечивает целостность его функционирования и развития на всех уровнях; во-вторых, в силу действия техносоциальной формулы общества, обусловливающей фундаментальность отношений господства и подчинения и вытекающую из этого насильственную природу управления. Управление – это всегда усилие, напряжение, без которого управляемая система угасает и распадается.
16. Релятивистская модель экономического роста // Россия в глобальном мире: альманах. № 3 (26). - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2013. (С. 16 - 33)
Рассматриваются естественно-природные и социальные основания производственной деятельности людей. Предлагается техносоциальная формула общества как методологическая база построения релятивистской модели экономического роста. В качестве основного экономического отношения рассматривается фундаментальное социальное отношение цели и средства. Делается вывод о невозможности достижения обществом состояния всеобщего выживания.
2012
17. Техносоциальные основания модернизации и устойчивого развития // Научно-технические ведомости СПбГПУ, № 3-1 (154) 2012. Серия "Наука и образование". - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2012. (С. 60 - 66)
Рассматриваются закономерности материально-технического развития общества в качестве главных факторов, определяющих содержание социальных процессов. Конкретно-историческим предметом научного анализа в рамках данного методологического подхода является курс на модернизацию России как стратегическую модель ее развития в долгосрочной перспективе. Приводится теоретическое основание исследования, в основе которого лежит понятие техносоциальной формулы общества; раскрывается ее содержание и механизм действия, обусловливающий историческую относительность устойчивого развития.
18. Технологическое и социальное содержание понятия устойчивого развития на современном этапе // Научно-технические ведомости СПбГПУ, № 1 (143) 2012. Серия "Гуманитарные и общественные науки". - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2012
Анализируются технологическое, экологическое, экономическое и социальное содержание устойчивого развития. Рассматриваются проблемы биоэнергетики и безотходного производства. Показана непреодолимость производственного роста, сопровождающегося расширением экологических проблем и обострением борьбы за выживание. Сделан вывод о лозунге устойчивого развития как идеологическом средстве защиты интересов лидирующих стран.
Никакого постчеловеческого общества не будет.
Никакого постчеловеческого общества не будет.
19. Техносоциальные основания российской политики // Вестник Орловского государственного университета. Серия "Новые гуманитарные исследования". № 4 (24), 2012 г. (С. 177 - 183)
Формулируется закон материально-технического развития общества, выводимый из соотнесения ресурсов, затрачиваемых на осуществление производства и получаемых в его результате. устанавливается зависимость между внутренней организацией общности и ее местом в системе межобщностных отношений. Анализируется соотношение либерализма и централизма применительно к современной России. Рассматриваются различные сценарии ее возможной трансформации.
20. Объективные основания синдрома конца истории // Научное мнение: научный журнал / Санкт-Петербургский университетский консорциум. - СПб., 2012. - № 10. - 144 с. (С. 9 - 20)
Рассматриваются техносоциальные предпосылки, объективирующие тезис о конце истории в его классическом (Гегель, Маркс) и современном (Фукуяма) понимании. Методологической базой рассмотрения является принцип исчерпаемости в материально-техническом развитии, обусловливающий невозможность абсолютного общественного прогресса и, следовательно, отсутствие определенной направленности истории, ее движения к некоторому совершенному состоянию.
2011
22. Историческая перспектива России в человеческом измерении // Евразийский опыт: культурно-историческая интеграция: XV юбилейные Царскосельские чтения, 19-21 апреля 2011 г.: материалы международной научной конференции / под общ. ред. В. Н. Скворцова. Т. 3 - СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2011. - 351 с. (С. 172-178)
Общность не может существовать без идеологии, которая является ее необходимым духовным ресурсом. Идеология – это основная идея, совокупность определенных руководящих принципов. Суть идеологии в том, что она выражает безусловное, исключительное право какой-либо общности на существование вообще и занятие собственного места в социальном пространстве, в частности.
Таким образом, пора реабилитировать понятие идеологии, начиная с реабилитации понятия общества, главный смысл которой состоит в преодолении антагонизма между личностью и обществом. Общество не ниже и не выше личности, оно есть необходимое условие выживания всех, поэтому общество принципиально не может быть противопоставлено личности, а противопоставление личности обществу есть не что иное, как ее противопоставление другим личностям. Идеология России – это идеология общего развития, направленного на исключение отношения между ее гражданами, при котором жизнь одних превращается в средство жизни других, это государственная идеология, выносящая социальное отношение «цель – средство» за пределы внутриобщностной жизни.
Таким образом, пора реабилитировать понятие идеологии, начиная с реабилитации понятия общества, главный смысл которой состоит в преодолении антагонизма между личностью и обществом. Общество не ниже и не выше личности, оно есть необходимое условие выживания всех, поэтому общество принципиально не может быть противопоставлено личности, а противопоставление личности обществу есть не что иное, как ее противопоставление другим личностям. Идеология России – это идеология общего развития, направленного на исключение отношения между ее гражданами, при котором жизнь одних превращается в средство жизни других, это государственная идеология, выносящая социальное отношение «цель – средство» за пределы внутриобщностной жизни.