Труды по теме «Учебники»
2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000 1990-е 1980-е 1970-е
Теория социальной относительности | Техносоциальная формула общества | Философия духа | Избыточное существование | Логика войны и мира | Философия техники | Наука и религия | Культура | Нормативность | Философия права | Роль философии | Экология | Общество и природа | Комплексный подход | Формула России | Россия в глобальном мире | Глобальное общество | Постчеловечество | Учебники
2015
1. Философия духа / под ред. В.П. Горюнова. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2015. - 192 с.
Соответствует содержанию рабочей программы по дисциплине ’’Философия” в разделах “Социальная философия и философия истории”, “Философская антропология”. Рассматриваются проблемы духовной жизни общества и человека. Анализируются понятия духа и духовности в различных философских системах. Исследуется историческая эволюция человеческой духовности в ее социальном и экзистенциальном проявлениях. Анализируются и обобщаются проявления кризиса духовной жизни общества в условиях глобализации, рассматриваются духовные процессы современной России. Предназначено для студентов негуманитарных специальностей и направлений бакалавриата.
2014
2. Философия. Курс лекций: учебное пособие / под ред. В. П. Горюнова. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2014. - 424 с.
Соответствует рабочей программе дисциплины “Философия”. Представлен систематизированный материал по философии. Рассмотрены основные концепции, категории и проблемы. Освещены наиболее значимые вопросы современной философии. Особое внимание уделено философии научного познания и социального развития. Предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным, естественнонаучным и техническим специальностям и направлениям подготовки.
3. Философия. Ответы на тестовые задания: практикум / В. П. Горюнов, В. К. Гавришин. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2014. - 208 с.
Соответствует рабочей программе учебной дисциплины «Философия». Содержит необходимый объем основных философских понятий и направлений, является обязательным элементом учебно-методического комплекса по философии, разработанного кафедрой философии СПбГПУ, дополняющим учебник наряду со словарем и рабочей тетрадью. Нестандартная форма учебного пособия позволяет повысить эффективность аудиторной и самостоятельной домашней работы студентов по изучению философии.
2012
4. Философия: учебное пособие / под ред. В.П. Горюнова. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2012. - 387 с.
В учебном пособии представлен систематизированный курс философии. Рассматриваются основные концепции, категории и проблемы философии. На базе широкого использования зарубежной и отечественной литературы излагаются проблемы современной философии. Особое внимание уделено философии научного познания и социального развития.
5. История и философия науки. Философия науки: учебное пособие / В. П. Горюнов [и др.] ; под ред. В. П. Горюнова. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2012. - 665 с.
Рассмотрены вопросы по общим проблемам философии науки, философским проблемам естествознания, техники и технических наук, гуманитарных и социально-экономических наук.
2011
6. История и философия науки. Философия техники и технических наук: учебное пособие / В. П. Горюнов. - СПб: Изд-во Политехн. ун-та, 2011. - 240 с. (Гриф УМО)
Рассмотрены естественно-природные основания техники, раскрыты основные закономерности ее функционирования и развития в плане взаимодействия с окружающей природной средой. Проанализирована роль человеческого фактора в технике и материальнотехнические факторы общественной жизни.
2010
7. Философия. Дидактические единицы курса: учебное пособие / Авторы-сост.: В.К. Гавришин, В.П. Горюнов, В.А. Гура, В.Н. Снетков; под ред. В.П. Горюнова. - 3-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010. - 155 с.
Пособие соответствует государственному образовательному стандарту дисциплины «Философия». Приведены определения основных дидактических единиц курса философии, предусмотренных программой Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Предназначено для студентов первого и второго курсов всех специальностей, изучающих философию; может быть использовано для подготовки к сдаче вступительного экзамена в аспирантуру. Печатается по решению редакционно-издательского совета Санкт-Петербургского государственного политехнического университета.
Печатается по решению редакционно-издательского совета Санкт-Петербургского государственного политехнического университета.
Печатается по решению редакционно-издательского совета Санкт-Петербургского государственного политехнического университета.
2009
8. История и философия науки. Гуманитарные и социально-экономические науки: учебное пособие / В.П. Горюнов, В.А. Гура, В.И. Ксенофонтов; под ред. В.П. Горюнова. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2009. - 132 с.
Учебное пособие написано в соответствии с разделом «Философия социально-гуманитарных наук». Рассматриваются особенности объекта и предмета социально-гуманитарного знания, природа ценностей, жизнь как категория наук об обществе и человеке, проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках, соотношение веры и знания, другие актуальные вопросы социально-научного познания. Предназначено для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук гуманитарных специальностей.
2008
10. Философия. Сборник ответов на тестовые задания: учебное пособие / Под ред. В.П. Горюнова. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008. - 182 с. (В соавт.)
Пособие соответствует государственному образовательному стандарту и включает необходимый объем основных философских понятий и идей, является очередным элементом учебно-методического комплекса по философии, разработанного кафедрой философии СПбГПУ, дополняющим учебник наряду со словарем и рабочей тетрадью. Нестандартная форма учебного пособия позволит повысить эффективность аудиторной и самостоятельной домашней работы студентов по изучению философии.
11. Философия. Дидактические единицы курса: учебное пособие / Авторы-сост.: В.К. Гавришин, В.П. Горюнов, В.А. Гура, В.Н. Снетков; Под ред. В.П. Горюнова. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008. - 152 с.
Пособие соответствует государственному образовательному стандарту дисциплины «Философия». Приведены определения основных дидактических единиц курса философии, предусмотренных программой Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Предназначено для студентов первого и второго курсов всех специальностей, изучающих философию; может быть использовано для подготовки к сдаче вступительного экзамена в аспирантуру. Печатается по решению редакционно-издательского совета Санкт-Петербургского государственного политехнического университета.
2007
12. Концепции современного естествознания: толковый словарь-справочник. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2007. - 298 с. (В соавт.)
Словарь-справочник является одним из первых изданий подобного рода терминологических толковых словарей. Предназначен в первую очередь для студентов и школьников, изучающих курс "Концепции современного естествознания". Содержит современное толкование основных терминов, понятий, устойчивых словосочетаний, встречающихся в указанном курсе, а также основные данные о персоналиях, чьи фамилии упоминаются в словарных статьях. С учетом имеющегося материала словарь будет полезным для студентов и школьников, изучающих химию, физику, экологию, биологию, философию и ряд других предметов, преподаваемых в высших и средних учебных заведениях. Материал словаря представляет также интерес для абитуриентов, поступающих в вузы, для преподавателей средних и высших учебных заведений.
2006
13. Философия: Рабочая тетрадь / Под ред. В.П. Горюнова. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та. 2006, - 144 с.
Предлагаемая вниманию студентов Рабочая тетрадь является новой формой учебного пособия, призванного повысить эффективность аудиторной и самостоятельной домашней работы по изучению философии. Содержание тетради соответствует государственному стандарту, включает программу, планы практических занятий, дополнительную литературу для подготовки докладов и рефератов, необходимый объем терминов, а также вопросы вступительного экзамена в аспирантуру.
2005
14. Философия: учебник / под ред. В.П. Горюнова. - М.: Гардарики, 2005. - 442 с.; ил.
В учебнике представлен систематизированный курс философии. Рассматриваются основные концепции, категории и проблемы философии. Излагаются проблемы современной философии. Особое внимание уделено философии научного познания и социального развития.
15. Философия общества: учебное пособие. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2005. - 228 с.
Пособие соответствует государственному образовательному стандарту дисциплины Философия. Рассмотрены актуальные проблемы развития социально-научного познания в условиях качественных изменений общественной жизни на рубеже XIX-XX вв. Главное внимание уделено определению философских оснований перевода научного познания общества на теоретический уровень и формирование социальной теории, отвечающей современным требованиям научной рациональности. Преодолевается неопределенность социально-научного знания, вызванная идеологическими различиями, несовпадением социальных интересов в теоретическом рассмотрении общественной жизни. Предназначено для студентов, изучающих философию в рамках спецкурсов по философским проблемам общества и человека, а также при подготовке к сдаче вступительного экзамена в аспирантуру.
16. Философия. Дидактические единицы курса: учебное пособие / Авторы-сост.: М.А. Алмазова, И.П. Березовская, В.К. Гавришин, А.В. Гогин, К.К. Гомоюнов, В.П. Горюнов; Под ред. В.П. Горюнова. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2005. - 181 с.
Пособие соответствует государственному образовательному стандарту дисциплины "Философия''. Приведены определения основных дидактических единиц курса философии, предусмотренных программой Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Предназначено для студентов первого и второго курсов всех специальностей, изучающих философию, может быть использовано для подготовки к вступительному экзамену в аспирантуру.
2004
17. Философия: Рабочая тетрадь / Под ред. В.П. Горюнова. - СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2004. (Коллектив авторов)
Пособие содержит государственный стандарт изучения бакалаврами философии, программу учебного курса, планы практических занятий, дополнительную и основную литературу, а также дидактические циклы по темам программы и вопросам вступительного экзамена в аспирантуру.
2002
18. Теория социального моделирования // Философия: Программы спецкурсов / Сост. И.Н. Протасенко. Под общ. ред. В.П. Горюнова. - СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2002. (С. 3 - 8)
Изучение данного спецкурса связано с целью повышения общей профессиональной культуры выпускников технического университета, в том числе в рамках гуманитаризации высшего технического образования. Непосредственной задачей спецкурса является формирование у студентов-старшекурсников четкого понимания социальной сущности науки и техники, умения определять эту сущность применительно к конкретным областям научно-технической деятельности по избранной специальности. Одновременно предполагается ознакомление будущих специалистов с основными достижениями в сфере социальной теории. В частности, на основе новой концепции общественного развития рассматриваются современные проблемы моделирования основных элементов общества как целостной системы.
19. Философия: Программы спецкурсов / Сост. И.Н. Протасенко. Под общ. ред. В.П. Горюнова. - СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2002. (Редактор)
Содержит учебные авторские программы спецкурсов по философии. Представлены программы по основным разделам философского знания: "Философия человека", "Философия общества", "Философия науки и техники". Предназначено студентам всех факультетов уровня бакалавриата и магистратуры.
20. Прогресс // Сто философских терминов. Современное прочтение: Учебно-научное пособие / Под общ. ред. проф. И.М. Рогова. - СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2002
Все течет, все изменяется. Данное высказывание является предметом дискуссий с самого начала существования философии. Однако оно многоаспектно и на каждом историческом этапе на nepвый план выступают его разные стороны. Если во времена древних греков речь шла о признании или отрицании самого факта движения мира, то в более поздние исторические периоды и в настоящее время центральным является вопрос о его источнике и направленности.
Понятие прогресса недостаточно разработано с точки зрения позитивной определенности его содержания, прежде всего, в рамках научной рациональности. Оно остается прежде всего мировоззренческо-идеологической категорией, видоизменяющейся в ходе социально-исторического развития. То или иное понимание прогресса является стержневым показателем понимания бытия в целом, определенной картины мира. Поэтому его изменение необходимо сопутствует переходам от одних мировоззренческих моделей, идеологических систем к другим. Признание прогресса всегда основывается на некотором допущении.
Понятие прогресса недостаточно разработано с точки зрения позитивной определенности его содержания, прежде всего, в рамках научной рациональности. Оно остается прежде всего мировоззренческо-идеологической категорией, видоизменяющейся в ходе социально-исторического развития. То или иное понимание прогресса является стержневым показателем понимания бытия в целом, определенной картины мира. Поэтому его изменение необходимо сопутствует переходам от одних мировоззренческих моделей, идеологических систем к другим. Признание прогресса всегда основывается на некотором допущении.
2001
22. Национальная идея // Философия. Основные термины: (современное прочтение): учебное пособие. Вып. 5. / Под ред. проф. И.М. Рогова. - СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2001. (С. 7 - 15)
Национальная идея есть определенное состояние духа, переживание, внутренний порыв, устремленность, готовность к действию. Предметное содержание идеи составляет собственный образ, идеальная модель своего существования, бытия, на реализацию которой направлена устремленность, внутренний порыв (с реализацией которой связано состояние духа, переживание). Это необязательно личная готовность индивидов к практическому действию, но это одобрение, согласие, поддержка реальной устремленности, готовности к действию других, солидарность; это отсутствие внутренних мотивов, оснований для открытого сопротивления принуждению к определенному действию, невозможность явного несогласия и т. п.
Не следует смешивать национальную идею и национальное самосознание, аналогичное индивидуальному самосознанию, т. е. осознанию человеком самого себя как личности, как некоторого Я. Национальное самосознание есть осознание себя членами исторической общности как единого Мы, отличного от других Мы и воспринимаемого не иначе, как Они. Национальное самосознание всегда присуще общности, будучи духовной составляющей ее бытия, идеологическим отражением ее геоисторической формулы. Сущность национального самосознания состоит в его направленности на обоснование исключительного права общности на существование наряду с существованием других общностей, а при определенных обстоятельствах – и вопреки ему.
Национальная идея же есть охватывающее общность переживание, вызванное чувством некой общей опасности, грозящей всем Нам со стороны Их. Это необязательно опасность военного нашествия или экономического подчинения, это может быть и опасность духовного порабощения. Но в любом случае речь идет об угрозе уничтожения общности, будь то непосредственный геноцид или вытравливание ее национального самосознания, т. е. либо полное подавление единого чувства Мы и принуждение к другой самоидентификации, либо его деформация – осознание членами общности принадлежности к Мы как к чему-то неполноценному, второсортному, унижающему человека самим фактом своей принадлежности.
Следовательно, национальная идея представляет собой мобилизующий духовный порыв, направляющий усилия членов общности на ее сохранение в условиях возникшей угрозы самому ее существованию, выраженной в виде возможности как абсолютного, так и относительного уничтожения общности в качестве самостоятельного субъекта социального взаимодействия, равноправного участника борьбы за место в жизненном пространстве.
Не следует смешивать национальную идею и национальное самосознание, аналогичное индивидуальному самосознанию, т. е. осознанию человеком самого себя как личности, как некоторого Я. Национальное самосознание есть осознание себя членами исторической общности как единого Мы, отличного от других Мы и воспринимаемого не иначе, как Они. Национальное самосознание всегда присуще общности, будучи духовной составляющей ее бытия, идеологическим отражением ее геоисторической формулы. Сущность национального самосознания состоит в его направленности на обоснование исключительного права общности на существование наряду с существованием других общностей, а при определенных обстоятельствах – и вопреки ему.
Национальная идея же есть охватывающее общность переживание, вызванное чувством некой общей опасности, грозящей всем Нам со стороны Их. Это необязательно опасность военного нашествия или экономического подчинения, это может быть и опасность духовного порабощения. Но в любом случае речь идет об угрозе уничтожения общности, будь то непосредственный геноцид или вытравливание ее национального самосознания, т. е. либо полное подавление единого чувства Мы и принуждение к другой самоидентификации, либо его деформация – осознание членами общности принадлежности к Мы как к чему-то неполноценному, второсортному, унижающему человека самим фактом своей принадлежности.
Следовательно, национальная идея представляет собой мобилизующий духовный порыв, направляющий усилия членов общности на ее сохранение в условиях возникшей угрозы самому ее существованию, выраженной в виде возможности как абсолютного, так и относительного уничтожения общности в качестве самостоятельного субъекта социального взаимодействия, равноправного участника борьбы за место в жизненном пространстве.
2000
1999
25. Философская проблема // Философия. Основные термины: (современное прочтение): учебное пособие. Вып. 4. - СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1999. (С. 10 - 11)
Решение любой проблемы может быть обосновано лишь при наличии определенных ориентиров, задаваемых ее включенностью в проблемы более высокого порядка. Это восхождение проблем по ступеням обобщения не беспредельно, оно заканчивается выходом в сферу всеобщих вопросов бытия – что такое человек, общество, природа, сознание, материя, движение, пространство, время и т. д. То есть совершается выход в сферу чистых абстракций, сущностей. Иначе говоря, мы попадаем из физики в метафизику, из области позитивного знания в мир философии. Следовательно, любая проблема при ее последовательном рассмотрении во всем многообразии ее связей и отношений, во всей целостности ее функционирования и развития необходимо перерастает в философскую проблему. По возможным решениям философские проблемы в отличие от конкретных позитивных проблем не просто многовариантны, они принципиально альтернативны и в конечном счете сводятся к полярности основного вопроса философии.