Back to top

Труды

2015

1. Рогов И.М. Валерий Павлович Горюнов // Россия в глобальном мире: альманах. № 6 (29). - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2015
«Уходят люди… Их не возвратить.
Их тайные миры не возродить.
И каждый раз мне хочется опять
От этой невозвратности кричать».
Евгений Евтушенко

2. Памяти Валерия Павловича Горюнова // Россия в глобальном мире: альманах. № 6 (29). - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2015
Когда верстался этот номер, пришло сообщение о кончине Валерия Павловича Горюнова. С 1999 года Валерий Павлович был организатором и научным руководителем межвузовских конференций, посвященных роли Российской Федерации в современных международных отношениях. При его активном участии в 2001 году был создан альманах «Россия в глобальном мире». Многие номера издания выходили под его редакцией. В 2013 году В.П. Горюнов был назначен заместителем главного редактора альманаха. Каждый номер издания начинался его вступительной статьей. Этот выпуск альманаха редакция посвящает светлой памяти Валерия Павловича Горюнова.

3. Философия духа / под ред. В.П. Горюнова. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2015. - 192 с.
Соответствует содержанию рабочей программы по дисциплине ’’Философия” в разделах “Социальная философия и философия истории”, “Философская антропология”. Рассматриваются проблемы духовной жизни общества и человека. Анализируются понятия духа и духовности в различных философских системах. Исследуется историческая эволюция человеческой духовности в ее социальном и экзистенциальном проявлениях. Анализируются и обобщаются проявления кризиса духовной жизни общества в условиях глобализации, рассматриваются духовные процессы современной России. Предназначено для студентов негуманитарных специальностей и направлений бакалавриата.

4. Формирование профессиональной культуры специалистов XXI века в техническом университете: сб. науч. трудов 15-й Всерос. науч.-практ. конф. 24 - 26 марта 2015 года. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2015. - 159 с. (Отв. за выпуск)
Предлагаемая для дальнейшего обсуждения тема 15-й Всероссийской научно-практической конференции по проблемам формирования профессиональной культуры специалистов в техническом университете остается актуальной в связи с продолжающимся реформированием системы образования в России. В материалах конференции рассматриваются вопросы компетентностного и личностного подходов в образовательно-воспитательном процессе, анализируется гуманитарное содержание инженерно-технической подготовки специалистов, исследуются проблемы организации и управления в образовании и опыт развития образовательных технологий.

5. Отечественная философия техники // Формирование профессиональной культуры специалистов XXI века в техническом университете: сб. науч. трудов 15-й Всерос. науч.-практ. конф. 24 - 26 марта 2015 года. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2015. - 159 с. (С. 103 - 108)
Рассматриваются основные направления и основные этапы становления и развития философии техники. Показывается связь философских исследований техники в Советском Союзе и реальных проблем мирового соревнования в области научно-технического прогресса. Формулируется положение о социальной сущности техники.

6. Redundancy as a Driving Force of Human Existence // Dialogue and Universalism. Volume 25, Issue 2, 2015. Pages 244-255
The technosocial formula is a key concept in social cognition. It means that society needs a larger amount of life resources than people can produce. The main social goal means relationship along with technology is a provision of material production. Man is redundant to the extent to which his appearance goes beyond the natural balance. Production growth increases the amount of excess consumption and population, and at the same time the scarcity of natural resources. The volume of world energy consumption is increasing, while hydrocarbon energy sources are exhaustible. It is necessary to change the technology of energy-oriented use of oil. The main consequence of the reorientation to the use of biological resources will be the restructuring of the social world.

2014

7. Философия. Теория социальной относительности / В.П. Горюнов. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2014. - 404 с.
Рассмотрены актуальные проблемы развития социально-научного познания в условиях качественных изменений общественной жизни на рубеже XIX-XX вв. Главное внимание уделено определению философских оснований перевода научного познания общества на теоретический уровень и формированию социальной теории, отвечающей современным требованиям научной рациональности. Преодолевается неопределенность социальнонаучного знания, вызванная идеологическими различиями, несовпадением социальных интересов в теоретическом рассмотрении общественной жизни.

8. Философия духа: социально-экзистенциальное исследование // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. № 4 (208) 2014. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2014. (С. 173 - 181)
Анализируется содержание понятия духа с позиций рационального рассмотрения, отрицающего бессубъектное существование духа во всех его формах. Дух представляется как проявление общественного и индивидуального сознания. Показывается техносоциальное основание человеческого способа существования живого, порождающее духовность как нормативность и переживание человеческой жизни в их социальном и экзистенциальном выражении. Анализируется соотношение науки и религии в их служении человеку в качестве духовных регуляторов его жизнедеятельности.

9. Философия. Курс лекций: учебное пособие / под ред. В. П. Горюнова. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2014. - 424 с.
Соответствует рабочей программе дисциплины “Философия”. Представлен систематизированный материал по философии. Рассмотрены основные концепции, категории и проблемы. Освещены наиболее значимые вопросы современной философии. Особое внимание уделено философии научного познания и социального развития. Предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным, естественнонаучным и техническим специальностям и направлениям подготовки.

10. Философия. Ответы на тестовые задания: практикум / В. П. Горюнов, В. К. Гавришин. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2014. - 208 с.
Соответствует рабочей программе учебной дисциплины «Философия». Содержит необходимый объем основных философских понятий и направлений, является обязательным элементом учебно-методического комплекса по философии, разработанного кафедрой философии СПбГПУ, дополняющим учебник наряду со словарем и рабочей тетрадью. Нестандартная форма учебного пособия позволяет повысить эффектив­ность аудиторной и самостоятельной домашней работы студентов по изучению философии.

12. Техносоциальные основания терроризма в глобальном обществе // Идеологические и психологические основы профилактики и предупреждения экстремизма и терроризма в современной России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 27-28 ноября 2014 г. - Махачкала: АЛЕФ (ИП Овчинников М.А.), 2014. - 580 с. (С. 98 - 103)
Современный мир сверхдинамичен, его сотрясают национальные и религиозные конфликты, социальные столкновения и терроризм. В соответствии с техносоциальной формулой общества это никогда не кончится, в чем и заключается драматизм человеческого существования вообще. Меняются только исторические формы социальной борьбы. Современные тенденции в ее развитии связаны с тем, что человечество перестало быть дискретным образованием, а столкновения – эпизодическими. Борьба пронизывает всю ткань человеческого общества.

14. Философия научно-технической модернизации России. Интернет-портал VPK.NAME (//vpk.name/), 22.12.2014
На исходе второго десятилетия реформирования России политика социальных преобразований достигла относительного завершения: система производственных отношений и всей политической надстройки необратимо изменена. На повестку дня вынесен вопрос о революционных изменениях в области материально-технического развития, о переходе к новому технологическому способу жизни. Терминологически это выражено в понятии модернизации, провозглашённой не как призывная декларация, а как реальный политический курс с перечнем конкретных научно-технических мероприятий, предусматривающих определённое материальное и организационное обеспечение.

15. Проблема целостности в материально-техническом развитии. Интернет-портал VPK.NAME (//vpk.name/), 22.12.2014
Системность малого масштаба обычно очевидна и не требует особых решений, ср. метафорическое отрицание пятого колеса в телеге. Целостность больших систем не просчитывается столь наглядно, поскольку нет однозначно определённой зависимости между их элементами – например, суммарной протяжённостью дорог, качеством их покрытия, количеством автомобилей и общим числом бензозаправочных станций. Есть только варианты, конкурсность которых имеет в своей основе, прежде всего, социальное содержание и обусловлена социальной дифференциацией общества. Иначе говоря, хотя социально-экономическая целостность изначально задаётся технологической, тем не менее, решающими критериями остаются экономические и социальные показатели, например, объём затраченных ресурсов и общественная значимость, степень относительности которой определяется глубиной социальной дифференциации.

19. Социокультурная динамика глобального мира // Сборник материалов I Международного конгресса "Пространство этноса в современном мире", 29-31 октября 2014 года, Грозный. Ч. II. - Грозный: Чеченский гос. ун-т, 2014. (С. 52 - 64)
Рассматриваются техносоциальные основания процесса глобализации. Фундаментальной характеристикой глобального мира признается борьба за существование, установление межобщностных отношений цели и средства. Сопоставляются лидирующие и подчиненные общности.

20. Драч Г.В. Этнокультура в пространстве глобализации (обзор международного конгресса в Грозном) // Журнал "Вопросы философии" № 8, 2015. (Аннотация выст.)
Наиболее близкими к такому пониманию взгляды обосновывались В.П. Горюновым (Санкт-Петербургский государственный политехнический университет), рассматривающим современные процессы глобализации сквозь призму понятий «борьба за существование», «насилие», «информационно-технологический колониализм» и отношений господства и подчинения, цели и средств и неэквивалентного обмена. Опасности нового глобального миропорядка сторонники такого рода позиции связывали с преимуществами технологического превосходства и вытекающими из них явлениями унификации не только в области экономики, но и социально-политических отношений и культуры.

22. Образовательно-воспитательная функция философии // Формирование профессиональной культуры специалистов XXI века в техническом университете: сб. науч. трудов 14-й Всерос. науч.-практ. конф. 26-28 марта 2014 года. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2014. - 146 с. (С. 83 - 86)
В целом человек должен быть способным в процессе самоидентификации выходить за пределы мнимой самодостаточности собственного “я”, не потеряться в безразмерном многообразии внешнего бытия и, тем более, не стать пленником стереотипов – моды, идеологии, мифов и т.п. Строго говоря, человек должен все это самому себе, и ответственен он за себя только перед самим собой.

23. Формирование профессиональной культуры специалистов XXI века в техническом университете: сб. науч. трудов 14-й Всерос. науч.-практ. конф. 26-28 марта 2014 года. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2014. - 146 с. (Отв. за выпуск)
Предлагаемая для дальнейшего обсуждения тема 14-й Всероссийской научно-практической конференции по проблемам формирования профессиональной культуры специалистов в техническом университете остается актуальной в связи с продолжающимся реформированием системы образования в России. В материалах конференции рассматриваются вопросы компетентностного и личностного подходов в образовательно-воспитательном процессе, анализируется гуманитарное содержание инженерно-технической подготовки специалистов, исследуются проблемы организации и управления в образовании и опыт развития образовательных технологий. В процессе организации и проведения конференций на данную тему сформировался относительно устойчивый научный коллектив, включающий представителей многих регионов Российской Федерации. Основную массу докладчиков составляют преподаватели технических университетов, что обусловливает практическую результативность работы конференций.

24. Поколенческая история России XX века // Новое поколение новой России: на старте в будущее: сб. науч. тр. 2-й Всерос. науч.-теор. конф. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2014. - 98 с. (С. 55 - 57)
В России можно выделить поколения, с которыми связаны переломные моменты ее истории. При этом, разумеется, надо учитывать, что историю творят не безликие поколения, а живые люди, разделяющиеся в этом процессе не по возрастному признаку, а по месту в системе социальной дифференциации. Поэтому имеет смысл оперировать понятием социального поколения, объединенного активным возрастом и общественным положением.

25. Новое поколение новой России: на старте в будущее: сб. науч. тр. 2-й Всерос. науч.-теор. конф. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2014. - 98 с. (Отв. за выпуск)
В публикуемых материалах конференции обсуждаются актуальные проблемы развития российского общества в условиях складывания новой конфигурации глобального мира и преодоления разрушительного воздействия мирового экономического кризиса, сопровождающегося обострением проблем социальной и политической жизни.
Исследование общественной жизни дополняется и в значительной степени переводится в плоскость исследования конкретных людей, объединенных местом и временем своего существования. Основным предметом исследования является историческое поколение современной России.