Back to top

Труды по теме «Наука и религия»

2014

1. Философия духа: социально-экзистенциальное исследование // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. № 4 (208) 2014. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2014. (С. 173 - 181)
Анализируется содержание понятия духа с позиций рационального рассмотрения, отрицающего бессубъектное существование духа во всех его формах. Дух представляется как проявление общественного и индивидуального сознания. Показывается техносоциальное основание человеческого способа существования живого, порождающее духовность как нормативность и переживание человеческой жизни в их социальном и экзистенциальном выражении. Анализируется соотношение науки и религии в их служении человеку в качестве духовных регуляторов его жизнедеятельности.

2013

2. Религия как источник нормативности в релятивистской модели общества // Истина и диалог. Сборник материалов XIII Свято-Троицких ежегодных международных академических чтений в Санкт-Петербурге, 28 мая - 1 июня 2013 г. - СПб.: Изд-во Русской христианской гуманитарной академии, 2013. (С. 43 - 44)
Необходимость религиозного оформления социальной жизни вытекает не из абстрактного спора о существовании Бога, а из практики социальной борьбы. Столкновение в борьбе за выживание не имеет рационального обоснования и нуждается в опоре на идеологический абсолют, такой же всеобщий и универсальный, как сама борьба за выживание. Любая вера иррациональна, но только она обеспечивает человеческую активность. Отсутствие веры обусловливает отсутствие воли к жизни, поскольку простая организменная воля слепа. Соединение сильной веры и сильной воли дает нам целеустремленную личность. Нравственность, независимая от религии, невозможна.

2012

3. История и философия науки. Философия науки: учебное пособие / В. П. Горюнов [и др.] ; под ред. В. П. Горюнова. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2012. - 665 с.
Рассмотрены вопросы по общим проблемам философии науки, философским проблемам естествознания, техники и технических наук, гуманитарных и социально-экономических наук.

2011

4. Наука и религия: единство и борьба противоположностей // Научно-технические ведомости СПбГПУ, № 1 (118) 2011. Серия "Гуманитарные и общественные науки". - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2011. (С. 243 - 253)
В объяснении природы наука и религия противоположны по исходной методологии. В истолковании человека как надприродного существа они равноправны, что вытекает из социально обусловленного единства рационального и мистического в понимании человека. Рационально обосновать деятельностную активность человека невозможно, поскольку его бытие в своей основе имеет насильственный характер, общество характеризуется отношением «цель средство» в качестве фундаментального отношения и не может формулировать цели вне рамок социальной утопии или религиозного мифа.

2010

7. Наука и религия: абсолютность и относительность альтернативы // Роль религии в жизни современного российского общества. сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф., г. Арзамас, 20 нояб. 2009 г. / Нижний Новгород: Изд-во НИЦ Поволжья «Нижегородское религиоведческое общество», 2010 (С. 60 - 65)
В объяснении природы наука и религия противоположны по исходной методологии. В истолковании человека как надприродного существа они равноправны, что вытекает из социально обусловленного единства рационального и мистического в понимании человека. Рационально обосновать деятельностную активность человека невозможно, поскольку его бытие в своей основе имеет насильственный характер, общество характеризуется отношением “цель - средство” в качестве фундаментального отношения и не может формулировать цели вне рамок социальной утопии или религиозного мифа.

2009

8. История и философия науки. Гуманитарные и социально-экономические науки: учебное пособие / В.П. Горюнов, В.А. Гура, В.И. Ксенофонтов; под ред. В.П. Горюнова. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2009. - 132 с.
Учебное пособие написано в соответствии с разделом «Философия социально-гуманитарных наук». Рассматриваются особенности объекта и предмета социально-гуманитарного знания, природа ценностей, жизнь как категория наук об обществе и человеке, проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках, соотношение веры и знания, другие актуальные вопросы социально-научного познания. Предназначено для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук гуманитарных специальностей.

2008

9. Культура как условие выживания общности // Философское и педагогическое наследие: Вторые Махмутовские чтения: Материалы международного симпозиума. Казань, 15 - 16 мая 2008 г. - Казань: РИЦ "Школа", 2008. - 416 с. (С. 280 - 284)
Поиск идентичности – это поиск оснований для самоопределения в качестве своих, “мы” в противостоянии всем остальным, чужим, которые обозначаются как “они”. Борьба за существование имеет общностный (групповой) характер. Культура есть духовное выражение исключительного права общности на существование безотносительно к существованию других общностей.
Межобщностный (межцивилизационный, межнациональный, межкультурный и т.п.) диалог необходим не потому, что разные народы не понимают друг друга в сугубо смысловом контексте, а потому, что масштабы (сфера) борьбы за выживание увеличиваются, необходимо умерить силу столкновения, а для этого люди должны вступать в диалог, искать выходы и развязки, пути решения конфликтных ситуаций. В той мере, в какой культура есть идеология, обоснование безусловного права общности на существование, культурные различия дают форму (формальные основания) конфликта. Потому и межкультурный диалог далеко выходит за рамки простой межкультурной коммуникации и представляет собой совместный поиск выхода из конфликтных тупиков, а собственно коммуникация (общение) есть необходимое средство позитивного социального взаимодействия.

10. Проблема понимания человека: научный, религиозный и философский аспекты // Формирование профессиональной культуры специалистов XXI века в техническом университете. Часть 2. Философия в техническом вузе: Труды 8-й Междунар. науч.-практ. конф. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008. - 174 с. (С. 3 - 9)
Одно дело, когда не объяснить смысл материального существования человека в рамках абстрактного абсолютистского-прогрессивистского подхода, предполагающего отсутствие границ расширения материальнопредметной жизни и достижение гипотетического коммунизма, когда человеку доступно абсолютно все, однако он не превосходит своей бесконечной малости перед лицом бесконечно большого универсума. Но совсем другое дело, когда в контексте действия техносоциальной формулы материальная жизнь человека не может состояться вне борьбы с себе подобными, вне превращения одного человека в средство существования другого человека, когда смысл жизни видится уже не просто в самой жизни, а в бесконечной бескомпромиссной борьбе за нее, смысл которой не объяснить уже потому, что сама жизнь не имеет смысла. Религия не дает объяснения существования человека, она лишь оправдывает его и призывает к смирению с безысходностью своего бытия.
Самое плохое во всем этом – двойная мораль, когда в вопросе существовании утверждается одно, а в понимании сущности – другое, сущность становится средством, орудием борьбы за существование. В доведенном до логического конца виде это означает призыв к человеку принести себя в жертву ради другого человека.