Back to top

Труды по теме «Философия техники»

2015

1. Отечественная философия техники // Формирование профессиональной культуры специалистов XXI века в техническом университете: сб. науч. трудов 15-й Всерос. науч.-практ. конф. 24 - 26 марта 2015 года. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2015. - 159 с. (С. 103 - 108)
Рассматриваются основные направления и основные этапы становления и развития философии техники. Показывается связь философских исследований техники в Советском Союзе и реальных проблем мирового соревнования в области научно-технического прогресса. Формулируется положение о социальной сущности техники.

2014

2. Проблема целостности в материально-техническом развитии. Интернет-портал VPK.NAME (//vpk.name/), 22.12.2014
Системность малого масштаба обычно очевидна и не требует особых решений, ср. метафорическое отрицание пятого колеса в телеге. Целостность больших систем не просчитывается столь наглядно, поскольку нет однозначно определённой зависимости между их элементами – например, суммарной протяжённостью дорог, качеством их покрытия, количеством автомобилей и общим числом бензозаправочных станций. Есть только варианты, конкурсность которых имеет в своей основе, прежде всего, социальное содержание и обусловлена социальной дифференциацией общества. Иначе говоря, хотя социально-экономическая целостность изначально задаётся технологической, тем не менее, решающими критериями остаются экономические и социальные показатели, например, объём затраченных ресурсов и общественная значимость, степень относительности которой определяется глубиной социальной дифференциации.

2013

2012

2011

8. История и философия науки. Философия техники и технических наук: учебное пособие / В. П. Горюнов. - СПб: Изд-во Политехн. ун-та, 2011. - 240 с. (Гриф УМО)
Рассмотрены естественно-природные основания техники, раскрыты основные закономерности ее функционирования и развития в плане взаимодействия с окружающей природной средой. Проанализирована роль человеческого фактора в технике и материальнотехнические факторы общественной жизни.

2010

2002

2000

1997

15. Философия науки и техники: учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1997. (В соавт.)
Пособие соответствует авторскому курсу дисциплины "Философские проблемы науки и техники" магистерской подготовки студентов всех специальностей. Рассмотрены мировоззренческие и методологические проблемы науки и техники. Наука описана как социокультурный феномен, выяснено соотношение научного и вненаучного знания; определены критерии научности и границы научного познания, структура научного сообщества и особенности научного этноса. Проанализированы основные черты техники как системы, установлены законы функционирования; человека в системе техники и техники в природной среде и обществе. Предназначено для студентов пятого курса всех факультетов, изучающих дисциплину "Философские проблемы науки и техники'' в рамках магистерской подготовки.

16. Техника // Философия. Основные термины: (современное прочтение): учебное пособие. Вып. 2. - СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1997. (С. 34 - 37)
Техника – это всеобщее средство (равно – всеобщий способ) жизни в окружающей среде, сущностная (родовая) характеристика самого человека, состоящая в его способности преобразовывать природу и преодолевать налагаемые ею ограничения на количественный рост и улучшение качества жизни. При таком подходе под техникой понимается как способность человека к преобразующей деятельности, так одновременно и ее предметное воплощение – определенные материальные средства деятельности, представляющие собой овеществленную форму способа выживания. Неразрывное единство того и другого составляет всеобщее содержание понятия техники безотносительно к ее конкретно-историческим формам.
Сущность техники не меняется по мере материально-технического развития – она остается способом человеческого существования независимо от степени предметной опосредствованности и обобществленности деятельности. Но в ходе материально-технического развития техника все больше становится не только средством получения ресурсов жизни, но также и источником опасности для нее. Все это и послужило причиной мистификации техники, наделения ее некой самостоятельной демонической силой, враждебной человеку. Обострение технологической рефлексии человека привело к формированию философии техники как самостоятельного направления философского исследования.

1993

1985

18. Фактор целостности в развитии техники // Методологические проблемы совершенствования взаимодействия науки и производства. Наука, СО, Новосибирск, 1985. (С. 51 - 59)
По мере усложнения материально-практической деятельности и увеличения ее масштабов все большее значение приобретает целостность – одна из всеобщих черт объективной реальности. Соответственно возникает необходимость исследования особых закономерностей функционирования и развития предметов материального мира, связанных с присущей им целостностью как фундаментальной характеристикой их бытия. Общие свойства и критерии целостности достаточно широко изучены, и нет нужды в их дополнительном описании. Важно только отметить, что развитие вещи состоит в значительной мере в развитии ее целостности и что, следовательно, переходы вещи из одного состояния в другое, в том числе и достижение ею некоторых критических рубежей, так или иначе обусловлены фактором целостности. Иначе говоря, развитие осуществляется, с одной стороны, как процесс нарастания степени целостности от ее первоначального становления до предельных значений, а с другой – как последовательное чередование разных типов целостности в соответствии с восхождением от одних уровней организации к другим.

1980

19. Техника и природа: Социологические и методологические проблемы комплексности материально технического развития. - Л.: ЛГУ, 1980
В монографии впервые предпринята попытка осуществить целостный анализ естественно-природных оснований техники и раскрыть некоторые закономерности ее развития в плане взаимоотношения с природой.

1978

20. О содержании понятий "источники" и "движущие силы" развития техники // Источники и движущие силы научно-технического прогресса. - Л.: ЛГУ, 1978. (С. 35 -41)
На наш взгляд, сущность проблемы исследования источников и движущих сил развития техники состоит в том, что оно зависит от понимания места и роли самой техники в общественной жизни. И в зависимости от того, как мы определим это место в окружающем нас мире, мы будем решать вопрос об источниках и движущих силах ее развития. Как известно, техника обладает двойственной, природно-социальной сущностью, которая проявляется в виде прямой зависимости законов развития и функционирования материальных технических систем от общественных условий их использования и одновременно от природной детерминированности явлений объективной реальности.

21. Проявление гуманистической сущности техники в эпоху научно-технической революции // Комплексное изучение человека и формирование всесторонне развитой личности: Материалы всесоюзной научной конференции. Часть III. - М., МГУ, 1978. (С. 214 - 218)
На каждом уровне развития техники имеется определенное соотношение между функциями человека и технических средств. Замена непосредственных технологических функций человека составляет общую закономерность развития средств человеческой деятельности. Отсюда следует общая тенденция вытеснения человека из процесса материального производства под влиянием развития науки и техники. Однако было бы крайне ошибочным абсолютизировать ее и рассматривать как простое удаление человека из производства, потому, что одновременно имеет место и другая тенденция – все большее втягивание человека в производство, но на более высоком уровне, а именно на уровне управления технологическими процессами, понимаемыми в самом широком смысле.

1975

22. Научно-технический прогресс и изменение материального субстрата техники: Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук (09.00.01). - Л., 1975. - 179 с.
Философское осмысление научно-технической революции неуклонно приближает к выведению ее сущности из взаимодействия общества и природы. И как нет абстрактного взаимодействия общества и природы, а есть его конкретно-исторические формы, так нет и абстрактной сущности научно-технической революции, а есть ее конкретные проявления, которые и исследуются частными науками. Научно-техническая революция есть разрешение одного противоречия между обществом и природой и одновременно источник другого. Она невероятно широко раздвинула границы взаимодействия общества и природы и вместе с невиданными ранее возможностями в области потребления окружающей среды наделила его огромной ответственностью за ее сохранение. ОХРАНА ПРИРОЛЫ ЕСТЬ В САМОМ ШИРОКОМ СМЫСЛЕ ОХРАНА ЧЕЛОВЕКА!

23. Научно-технический прогресс и изменение материального субстрата техники: Автореф. дис. на соиск. учен. степени канд. филос. наук. (09.00.01). - Л., 1975. - 17 с.
Начальный период изучения научно-технической революции объективно характеризуется преобладанием анализа ее проявлений. В настоящее время главная задача состоит в определении и исследовании ее сущности. В ходе научных исследований было выяснено, что сущность научно-технической революции не сводится к отдельным ее проявлениям, либо к их сумме, что научно-техническая революция неразрывно связана с социальными условиями ее протекания.
Научно-технический прогресс, как поступательный процесс освоения человеком окружающего мира, как деятельность, в конечном счете определяется прогрессивным изменением материальной основы существования и развития человечества. Он характеризуется такой же двойственностью, как, например, процесс труда, способ производства и т.д., и заключает в себе единство отношения людей к вещам и друг к другу. И было бы неверным абсолютизировать любую из его сторон.
В первой главе анализируется понятие “материальный субстрат техники” и рассматриваются некоторые проблемы природной обусловленности ее развития и функционирования.
Во второй главе диссертации изменение материального субстрата техники исследуется как одно из проявлений научно-технической революции, рассматривается связь изменения материального субстрата техники с развитием науки, преобразованием условий человеческой жизни и деятельности.

1973

24. О содержании понятия "материальный субстрат техники" // Наука и техника: вопросы истории и теории: Сборник научных трудов Ленинградского отделения Советского национального объединения истории, философии, естествознания и техники. Вып. VIII, ч. 1. - Л., 1973
В условиях научно-технической революции технический прогресс характеризуется созданием целостных крупномасштабных систем, функционирование которых возможно лишь в виде единого непрерывного процесса, сочетающего различные формы движения материи. Материальный субстрат таких технических систем включает в себя не только то, из чего сделано техническое устройство, но и то, что является необходимым элементом рабочего процесса как целостной системы.
Следовательно, понятие «материальный субстрат техники» отражает, во-первых, тот предельный уровень технической системы, где заканчивается ее структурность, и, во-вторых, те состояния материи (в том числе твердое тело, жидкость, газ, плазма, поле и т. п.), которые являются материальными носителями процессов, используемых в технике.

1972

25. Естественное и социальное как уровни взаимодействия человека и техники // Взаимосвязь технических и общественных наук: материалы конференции. 3-4 июня 1971 г. - Л., 1972. (С. 46 - 51)
Техника как совокупность материальных средств целесообразной деятельности людей есть совокупность материальных систем, в которых природные явления используются в качестве рабочих процессов. Но использование техники возможно лишь при участии самого человека в производственном цикле, где он выступает не только как субъект, но и как средство своей собственной деятельности, являясь главным элементом единой системы «человек-техника». Функционирование техники осуществляется в процессе ее взаимодействия с человеком при наличии непосредственных связей с ним в границах систем: «человек и орудие», «человек и машина», «человек и автомат».